
Сериал God of War за годы своего существования на пяти игровых системах PlayStation, успел не только собрать армию преданных поклонников, но и окунуться в основательную рутину игрового процесса — концепция франшизы не менялась с первой части, обрастая всё больше зрелищностью, и практически не радуя новаторскими решениями или уникальными головоломками. Последние пусть и не были сердцем игры, но представляли собой приятный бонус, и в основной трилогии удались. Особенно в третьей части. После выпуска Ascension стало ясно, что разработчикам пора думать над перезапуском и переходом в новую мифологию, ведь Кратос успел убить, унизить и поиметь фактически весь греческий пантеон.
Теперь пришло время скандинавского…
Бог войны в хижине среди снегов

Кратос не спешит выполнять эту волю, поскольку считает сына не готовым к столь опасному путешествию, по землям, заполненным бродячими мертвецами, опасными дикими тварями, ведьмами, тёмными эльфами, ограми и богами, так любящими вставлять палки в колёса простым смертным. И непростым бессмертным тоже. Последнее становится предельно ясно, когда в двери хижины Кратоса стучится неизвестный бородатый странник, имя которого не раскрывается. Собственно, догадаться об истинной личности этого персонажа несложно, достаточно немного увлекаться скандинавской мифологией. После скоротечной, но зрелищной схватки, попутно служащей обучением для игрока, и начинается наш основной игровой путь — Кратос понимает, что местные божества обратили на него пристальное внимание, и теперь не дадут покоя.
Бог войны в новой перспективе
Сказать, что новый God of War с первых минут ощущается не игрой культовой серии, а совершенно независимым от неё проектом, взявшим за основу лишь историю главного героя — это скромно промолчать. Перед нами экшен от третьего лица, с кинематографической камерой, сопровождающей игрока из-за плеча главного героя. На спине Кратоса покоится могучая секира «Левиафан», перешедшая к нему от усопшей жены — это колдовской топор, подобно бумерангу, возвращающийся к своему хозяину, стоит его метнуть во врага или стену. Вокруг данной механики строится множество головоломок и тайников, ожидающих игроков практически на каждом шагу. Здесь и запертые рунами сундуки, и хитрые стены, спрятанные рычаги, и магические замки, к которым нужно будет вернуться после обретения сюжетных навыков.
Дизайн уровней, по сравнению с прошлыми играми франшизы, стал многократно богаче и предлагает нам массу интересных мест для исследования, на просторах нескольких красивых миров. Я путешествую по миру God of War уже около 20 часов, а не прошёл, наверное, и половины игры. За это время можно без особой спешки пройти всю оригинальную трилогию, ведь тамошний дизайн уровней довольно линейный. В новой игре перед нами полуоткрытый мир, в котором нас ожидает множество скрытых мест и тупиков с сундуками, ценными сокровищами и уникальными врагами.
Впрочем, при желании игроки могут ломиться строго по сюжету, не обращая особого внимания на побочные задания от духов и других встреченных персонажей, не заботясь о нахождении всех артефактов и выполнении массы сторонних активностей: убить полсотни воронов Одина, найти все картины с мифами, тайные входы в храмы и так далее. Но если вы любите изучать миры игр, исследуете каждый камешек, стараетесь найти и выполнить всё возможное — перед вами именно тот God of War, который вы ждали, причём в одном из самых интересных мифологических сеттингов.
Бог войны теперь не один


В какой-то степени игра действительно отдаёт ароматом The Last of Us, что и пророчили ей с момента первого показа, но Атрей — гораздо более полезный напарник, чем Элли. Мальчишка умеет стрелять из лука по приказу отца, а с прокачкой соответствующих навыков, учится самостоятельно вступать в бой при возникновении подходящих условий. Он может отвлекать врагов стрелами, прыгать им на спины и лупить ножом, нанося урон и давая нам возможность вонзить секиру усиленным ударом прямо в грудную клетку супостата. Враги адекватно реагируют на сына, нападают на него и не игнорируют, за что также можно похвалить разработчиков. Время от времени приходится бросать битву с каким-то врагом и нестись на другой конец арены, чтобы спасти попавшего в лапы супостата мальчишку.
Бог войны в новой войне
Оригинальные God of War обрели популярность не только благодаря брутальному главному герою, но и тому, как он расправлялся со своими врагами — зрелищно, круто, безжалостно, жестоко, с литрами крови, брызгающими из оторванных конечностей, рогов, хвостов. Всё это никуда не делось и в новой игре, Кратос всё столь же безжалостен к врагам, но набившие оскомину QTE теперь заменены на шкалу ошеломления у врагов и кнопку «R3» в качестве постоянного активатора добивания.
В арсенале Кратоса есть упомянутый выше топор «Левиафан», которым можно драться, нанося обычные и усиленные удары, и который можно метать в противников на расстоянии — он с задорным свистом проламывает черепа и грудные клетки, замораживая поражённую цель. Стоит прокачать несколько интересных навыков, ценою накопленного в боях и головоломках опыта, и наш весёлый топорик научится поражать сразу несколько целей, замораживать врагов вокруг поражённого супостата, и делать другие боевые полезности. Кроме того, есть складной щит, чертовски полезный в сражении против нескольких быстрых противников, вроде тёмных эльфов. Им можно парировать удары и летящие снаряды, а также избивать противников, прокачав соответствующие скиллы.
Бог войны путешествует
Не обошлось в игре и без средства передвижения — лодки. Это второй, после ног, способ добираться от одного места к другому, ведь в мирах скандинавской мифологии много рек и озёр. Переход же между самими мирами осуществляется посредством особого механизма в храме Тюра, с которым нам помогает справиться миловидная и загадочная ведьма. Новые миры открываются по мере прохождения сюжета, либо после нахождения нужных рунных ключей — Атрей не всегда может прочитать руны, запечатывающие портал, и нуждается в сборе всех ключей к рунам.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что мир в God of War не стал открытым в привычном значении этого словосочетания, его структура близка к The Last of Us и Darksiders. Кстати, на последние игра похожа больше всего — такой же безудержный и свирепый экшен, уничтожение десятков противников и решение многочисленных головоломок, чаще всего встроенных в окружение. Визуально проект выглядит очень классно и практически не спотыкается по части производительности. Я играю на обычной PlayStation 4 и только один раз столкнулся с тормозами: после длительной паузы в режиме ожидания, остановленный видеоролик запустился с сильными тормозами. Но через несколько секунд производительность выровнялась. Такое же бывает, если поставить фильм на паузу, закрыть ноутбук, а затем открыть его и сразу продолжить просмотр.
Бог войны лаконичный
Если резюмировать общие впечатления от игры, то пока что они чертовски положительные. Это именно тот God of War, которого я ждал с момента выхода третьей части, показавшейся мне заметно слабее своих предшественниц. Я не раз ловил себя на мысли и высказывал её: «Пока бы Santa Monica отправить Кратоса в Скандинавию». Собственно, это они и сделали! История новой игры кажется интересной и умело интригует, боевая система исключительно радует, напоминая смесь Darksiders и Dark Souls (особенно когда нарываешься на врагов, заметно сильнее Кратоса), возможность прокачки навыков, создания и улучшения экипировки мотивирует к исследованию мира и накоплению опыта, денег, ценных материалов и расходников. Кроме того, есть в игре забавные диалоги и персонажи, которые не один раз заставят вас улыбнуться.