- Регистрация
- 23 Август 2023
- Сообщения
- 2 987
- Лучшие ответы
- 0
- Реакции
- 0
- Баллы
- 51
Offline
Привет всем! Недавно я изучил китайскую сверхтяжёлую ракету-носитель и продумал несколько инженерных решений, которые могут довести её до уровня ускорителя Super Heavy и даже лучше! Моей целью было не просто предложить случайные идеи, а провести чёткий анализ для утверждения технологий, которые на сегодняшний день вполне реализуемы.
РН «Чанчжэн-9» на стартовом столе.
Безусловно, данный китайский сверхтяж просто впечатляет, но я верю, что его потенциал на этом не ограничивается. Ниже будут предложены 3 инженерных решения для лютого апгрейда.
1. Современные материалы: Полный переход на угле-композитные конструкции🚀
Проблема: Привычные для космонавтики Алюминиево-Литиевые сплавы хоть и надёжные, но не позволяют снизить сухую массу ступеней ракеты.
Решение: Изготовление баков и силовых конструкций из углеродных композитов. Материалом является углепластик на основе Эпоксидной смолы M21E (толщина ~ 4-6 мм; разработан компанией Hexcel). Он выбран потому, что его основные свойства просто впечатляют:
Молекула графита. Примерно также выглядят углеволокна и композиты.
Очередная проблема: Мелкие молекулы водорода H2 с лёгкостью будут просачиваться сквозь неплотные угле-композиты.
Очередное решение: Дополнительный внутренний слой из металлической диффузионной мембраны. Её толщина будет меньше миллиметра, что не даст особого прироста к массе. Материалом является алюминиевый сплав AA 2219 (толщина ~ 1 мм). Он выбран не просто так, потому что его свойства офигенные:
Итого: Баки имеют 2 слоя – внешний и внутренний. Внешний слой составляют угле-композиты, а внутренний – металлическая диффузионная мембрана. Это справедливо только для баков 1-ой ступени.
Ожидаемый эффект: Снижение сухой массы первой ступени на 25-30%. А это увеличивает грузоподъёмность ракеты на несколько десятков тонн (наша цель – 150 тонн на НОО).
Сложность: Строить огромные баки из угле-композитов это ОЧЕНЬ трудоёмко и дорого. Но китайские производственные мощности способны справиться с этим технологическим вызовом, а дорогие композиты себя спокойно окупят, так как мы получаем лютейший прирост к грузоподъёмности, благодаря этим нововведениям.
2. Двигательная установка: Самая мощная связка криогенного топлива💪
Схема ХРД, работающего на связке жидкий водород LH2 – жидкий кислород LOX.
Я предлагаю перейти на схему, обладающую самым высоким удельным импульсом. Использовать эту связку следует как для двигателей 1-ой ступени, так и для двигателей 2-ой ступени.
Топливо: Жидкий водород (LH2) / Жидкий кислород (LOX) на всех ступенях.
Схема ХРД, работающего на связке жидкий водород LH2 – жидкий кислород LOX.
Рабочий цикл: Замкнутый цикл с дожиганием. Он позволяет достичь рекордных значений удельного импульса.
Принцип работы:
Результат: Максимально возможный удельный импульс, так как мы не теряем рабочее тело и энергию.
Схема реакции жидкого водорода LH2 и жидкого кислорода LOX. Происходит кипение, после чего взрыв с выделением огромного количества энергии.
Инновационная система охлаждения (приоритет!):
Результат: Достижение рекордных значений удельного импульса, а это просто прекрасно в любых отношениях.
Но это приводит к ряду проблем:
Решение: Использование современных материалов и сплавов для камеры сгорания. Материалы для критических элементов/зон:
Да, я понимаю, что все эти материалы очень дорогие. Справедливо утверждать, что ракета будет очень дорогой к постройке и это сложно окупается. НО: я могу точно сказать, что это ещё как окупается. Ракета буквально становится неубиваемой, а также способной выводить рекордные грузы (по массе) на орбиту. В следующем пункте мы убьём цены запуска, опустив их в 10 раз!😀
3. Многоразовость: Оптимизированная архитектура, а не прямое копирование😉
Метод посадки ускорителя Super Heavy. Использовние решётчатых рулей.
Метод посадки первой ступени Falcon 9. Использование решётчатых рулей и посадочных опор.
Метод посадки Yanxinghe-1. Использование только основных двигателей. Высокий расход топлива и сложное управление.
Я предлагаю не идти по дороге SpaceX. Использование таких систем, как решётчатые рули – это риск (из-за возможного отказа систем). Использовать только основные двигатели – это тоже риск (из-за сложности посадки). Вы, конечно, можете поспорить, но пожалуйста, вчитайтесь в следующие пункты.
Концепт посадки: Гибридная система посадки (Основные двигатели + Посадочные двигатели).
Посадочные двигатели:
Система посадочных опор:
Экономический эффект: Снижение стоимости запусков в 10-15 раз! Это позволит запускать эту РН на орбиту на постоянной основе при малейших затратах (обслуживание/ТО + топливо). Китай получит то же самое преимущество, что и SpaceX.
Рендер РН «Чанчжэн-9».
Итак, я не утверждаю, что все эти идеи абсолютно правильны. Если вы со мной в чём-то не согласны, то можете описать своё мнение в комментариях. Я буду рад почитать любую критику по моим идеям. ☺
Китайская модульная космическая станция на орбите Земли.
Поднебесная активно развивает свои космические технологии. И это происходит очень стабильно, но, к сожалению, медленно. Но я верю, что в будущем Китай будет таким же важным игроком на космической арене, как и США.💪🇨🇳
РН «Чанчжэн-9» на стартовом столе.
Безусловно, данный китайский сверхтяж просто впечатляет, но я верю, что его потенциал на этом не ограничивается. Ниже будут предложены 3 инженерных решения для лютого апгрейда.
1. Современные материалы: Полный переход на угле-композитные конструкции🚀
Проблема: Привычные для космонавтики Алюминиево-Литиевые сплавы хоть и надёжные, но не позволяют снизить сухую массу ступеней ракеты.
Решение: Изготовление баков и силовых конструкций из углеродных композитов. Материалом является углепластик на основе Эпоксидной смолы M21E (толщина ~ 4-6 мм; разработан компанией Hexcel). Он выбран потому, что его основные свойства просто впечатляют:
Высокая удельная прочность, или же отношение прочности к весу.
Стойкость к микроповреждениям, что must-have для многоразовых ступеней, находящихся под циклическими перегрузками.
Не становится хрупким при криогенных температурах, требуемых для жидкого водорода LH2 и жидкого кислорода LOX.
Молекула графита. Примерно также выглядят углеволокна и композиты.
Очередная проблема: Мелкие молекулы водорода H2 с лёгкостью будут просачиваться сквозь неплотные угле-композиты.
Очередное решение: Дополнительный внутренний слой из металлической диффузионной мембраны. Её толщина будет меньше миллиметра, что не даст особого прироста к массе. Материалом является алюминиевый сплав AA 2219 (толщина ~ 1 мм). Он выбран не просто так, потому что его свойства офигенные:
Отличная свариваемость.
Высокая удельная прочность, или же отношение прочности к весу.
Высокая вязкость при криогенных температурах. Это значит, что материал не теряет своих свойств при низких температурах.
Низкая диффузионная проницаемость для водорода H2, так как алюминий – лучший барьер от него.
Итого: Баки имеют 2 слоя – внешний и внутренний. Внешний слой составляют угле-композиты, а внутренний – металлическая диффузионная мембрана. Это справедливо только для баков 1-ой ступени.
Ожидаемый эффект: Снижение сухой массы первой ступени на 25-30%. А это увеличивает грузоподъёмность ракеты на несколько десятков тонн (наша цель – 150 тонн на НОО).
Сложность: Строить огромные баки из угле-композитов это ОЧЕНЬ трудоёмко и дорого. Но китайские производственные мощности способны справиться с этим технологическим вызовом, а дорогие композиты себя спокойно окупят, так как мы получаем лютейший прирост к грузоподъёмности, благодаря этим нововведениям.
2. Двигательная установка: Самая мощная связка криогенного топлива💪
Схема ХРД, работающего на связке жидкий водород LH2 – жидкий кислород LOX.
Я предлагаю перейти на схему, обладающую самым высоким удельным импульсом. Использовать эту связку следует как для двигателей 1-ой ступени, так и для двигателей 2-ой ступени.
Топливо: Жидкий водород (LH2) / Жидкий кислород (LOX) на всех ступенях.
Схема ХРД, работающего на связке жидкий водород LH2 – жидкий кислород LOX.
Рабочий цикл: Замкнутый цикл с дожиганием. Он позволяет достичь рекордных значений удельного импульса.
Принцип работы:
Вся топливная пара (LH2 и LOX) проходит через турбонасосный агрегат (ТНА).
Водород (LH2) после охлаждения сопел и камеры сгорания частично направляется в газогенератор, где создаёт горячий газ в реакции с кислородом (LOX).
Этот газ раскручивает турбину, но не сбрасывается, а инжектируется в камеру сгорания для дожигания.
Результат: Максимально возможный удельный импульс, так как мы не теряем рабочее тело и энергию.
Схема реакции жидкого водорода LH2 и жидкого кислорода LOX. Происходит кипение, после чего взрыв с выделением огромного количества энергии.
Инновационная система охлаждения (приоритет!):
Регенеративное охлаждение: Прокачка водорода по сотням каналов (или же трубок) в стенке камеры сгорания и сопла Лаваля для их защиты от плавления и предварительного подогрева топлива. Водород забирает тепло, заранее подогреваясь, что повышает эффективность его последующего сгорания.
Завесное охлаждение: Инжекция части жидкого водорода через пористую стенку/многослойную сетку для создания защитного «холодного» слоя между газами и стенкой в критических зонах. Это повысит температуру в камере сгорания, а соответственно, и удельный импульс тоже.
Результат: Достижение рекордных значений удельного импульса, а это просто прекрасно в любых отношениях.
Но это приводит к ряду проблем:
Сложность хранения топлива и окислителя в баках. Температура кипения кислорода ~ -183°C, а водорода ~ 253°C. Нужна хорошая система отвода тепла.
Требуются очень прочные и тяжёлые сплавы для камеры сгорания. Это приводит к увеличению массы. Но КПД и удельный импульс данной двигательной установки окупает затраты по массе. Экономить массу будем на баках.
Решение: Использование современных материалов и сплавов для камеры сгорания. Материалы для критических элементов/зон:
Несущая конструкция активной зоны: Медь-Циркониевый сплав. Прочность при относительно низкой массе, а самое главное – уникальное свойство меди. Медь обладает высокой теплопроводностью, что идеально для регенеративного охлаждения.
Внутреннее жаропрочное покрытие активной зоны: ЖС-32. Это российский никелевый сплав, который способен выдерживать экстремальные температуры и термические удары.
Лопатки турбины ТНА: ЖС-36. Это тоже российский никелевый сплав, но способный выдерживать не только экстримальные температуры, но и супер-высокое давление.
Валы и корпуса ТНА: Титановый сплав ВТ8. Это ещё советский сплав, обладающий неадекватной (в хорошем смысле) прочностью при низком весе.
Да, я понимаю, что все эти материалы очень дорогие. Справедливо утверждать, что ракета будет очень дорогой к постройке и это сложно окупается. НО: я могу точно сказать, что это ещё как окупается. Ракета буквально становится неубиваемой, а также способной выводить рекордные грузы (по массе) на орбиту. В следующем пункте мы убьём цены запуска, опустив их в 10 раз!😀
3. Многоразовость: Оптимизированная архитектура, а не прямое копирование😉
Метод посадки ускорителя Super Heavy. Использовние решётчатых рулей.
Метод посадки первой ступени Falcon 9. Использование решётчатых рулей и посадочных опор.
Метод посадки Yanxinghe-1. Использование только основных двигателей. Высокий расход топлива и сложное управление.
Я предлагаю не идти по дороге SpaceX. Использование таких систем, как решётчатые рули – это риск (из-за возможного отказа систем). Использовать только основные двигатели – это тоже риск (из-за сложности посадки). Вы, конечно, можете поспорить, но пожалуйста, вчитайтесь в следующие пункты.
Концепт посадки: Гибридная система посадки (Основные двигатели + Посадочные двигатели).
Фаза торможения: Осуществляется с помощью работы 2-ух из 4-ёх основных двигателей. Тяга 40-50%.
Фаза посадки: Осуществляется с помощью специализированных посадочных двигателей. Основные двигатели отключаются. Это позволяет исключить возможность возгорания или повреждения основных двигателей.
Посадочные двигатели:
Тип двигателей: обычные ЖРД (жидкостные ракетные двигатели). Нам не нужна сложная система охлаждения, потому что эти двигатели будут работать каких пару десятков секунд. Плюс ко всему, они дешевле в производстве.
Количество и компоновка: 8 штук, равномерно расположенных по периметру 1-ой ступени. Если 1/2 из них откажут, то другие спокойно скомпенсируют их работу.
Топливо: те же LH2 и LOX из основных баков. Это исключает потребность в дублировании систем, что упрощает конструкцию.
Система посадочных опор:
Тип: Телескопические опоры с гидравлической системой амортизации. Как у SpaceX, но лушче.😏
Материалы: Углепластик + титановые сплавы.
Принцип работы: Они раскрываются при посадке в паре метров от поверхности Земли. Эти опоры берут на себя весь удар ракеты о землю и с помощью амортизации позволяют ракете плавно сесть. Они также не дают ей упасть после посадки.
Дополнение: Их аэродинамическое сопротивление минимально, а отсутствие сложных шарниров и приводов для раскрытия повышают надёжность.
Экономический эффект: Снижение стоимости запусков в 10-15 раз! Это позволит запускать эту РН на орбиту на постоянной основе при малейших затратах (обслуживание/ТО + топливо). Китай получит то же самое преимущество, что и SpaceX.
Рендер РН «Чанчжэн-9».
Итак, я не утверждаю, что все эти идеи абсолютно правильны. Если вы со мной в чём-то не согласны, то можете описать своё мнение в комментариях. Я буду рад почитать любую критику по моим идеям. ☺
Китайская модульная космическая станция на орбите Земли.
Поднебесная активно развивает свои космические технологии. И это происходит очень стабильно, но, к сожалению, медленно. Но я верю, что в будущем Китай будет таким же важным игроком на космической арене, как и США.💪🇨🇳