• Автор темы Games
  • Дата начала
  • " /> Games - [Колонка] Новые реалии игрового рынка в России: рассуждения и попытка заглянуть в будущее | SoftoolStore.de - Софт, Avid Media Composer, Книги. | бесплатные прокси (HTTP, Socks 4, Socks 5)

    Games [Колонка] Новые реалии игрового рынка в России: рассуждения и попытка заглянуть в будущее

    Games

    Команда форума
    Редактор
    Сообщения
    18 394
    Баллы
    5 293
    Offline
    #1

    Прошло 7 месяцев с тех пор, как жизнь каждого жителя России в той или иной степени изменилась. Изменения эти затронули все сферы и отрасли. Не обошли они стороной и наше любимое хобби – видеоигры. 7 месяцев назад крупнейшие западные компании объявили об уходе с отечественного рынка. Официальные поставки консолей, аксессуаров и физических версий игр прекратились. Пластиковые карты и цифровые магазины перестали работать как раньше. Столь радикальных изменений на игровом рынке нашей страны не было, пожалуй, уже очень давно. А, возможно, и вообще никогда. В этом материале мы решили порассуждать о новых реалиях игрового рынка России, проанализировать сложившуюся ситуацию и попытаться осторожно заглянуть в будущее. Сразу отметим, что мы не собираемся искать правых и виноватых, кого-то осуждать или критиковать. Мы имеем дело с вполне конкретной ситуацией, повлиять на которую в значительной степени не способны. Мнение, изложенное в статье, носит исключительно субъективный характер.

    Стали ли игры менее доступными?

    Однозначно да. Приобрести игры так же просто, как раньше, уже не получится. Речь не только про цифровые площадки, но и про физические версии. С цифровыми магазинами, вроде как, всем понятно. Да, существует возможность приобретать цифровые версии игр в магазинах других регионов, и многие именно так поступают. Однако сам процесс покупки стал куда сложнее и муторнее. Теперь, чтобы купить игру, недостаточно просто зайти в PS Store, Xbox Store или Nintendo eShop своего региона и нажать кнопку «Купить». Требуются дополнительные манипуляции и иногда танцы с бубном.


    С дисковыми версиями тоже не всё однозначно. Первое время взлетевший курс доллара и поломанная логистика привели к взрывному росту цен на физические копии. Сейчас, когда ситуация более-менее стабилизировалась, можно взглянуть на рынок более хладнокровно. Что мы видим? Официальных поставок нет, но по параллельному импорту завозят некоторые, особо крупные и резонансные релизы. Ассортимент резко сократился, но активизировались посредники и барыги, готовые с наценкой достать практически любую игру. Самостоятельно заказывать тоже можно, но из зарубежных магазинов российские карты принимают разве что на AliExpress. Выбор на «Али» ограничен, есть риск получить китайскую версию игры на китайском языке. Впрочем, покупателей это не останавливает. Российские игроки AliExpress активно используют, особенно для покупки игр на Switch.


    В сегменте PC-игр ситуация не лучше. Только в Epic Games Store сохранилась возможность оплачивать напрямую картой или через другие платёжные системы, однако практически все крупные издатели запретили продавать свои игры в России, поэтому купить их не выйдет. Похожая ситуация в Steam, только там еще и способов оплаты прямых нет, работает лишь пополнение кошелька через Qiwi или WebMoney. Также доступна возможность приобретения цифровых кодов активации игр, но с ними тоже есть ряд проблем. Многие издатели закрывают возможность активации подобных кодов в России, причем это относится даже к выпущенным ранее играм. Картина тут вырисовывается совсем грустная, не правда ли? С другой стороны, российская площадка VK Play приобретает шансы завоевать внимание аудитории. Там даже в Genshin Impact можно играть через облако, а зимой состоится релиз приключенческого шутера Atomic Heart.

    Стали ли мы меньше играть?

    Вопрос, на который каждый ответит по-разному. Но, исходя из личных наблюдений, я бы сказал, что да. Глядя на своих друзей и знакомых, я понимаю, что далеко не все нашли подходящее решение в новых реалиях. Некоторые игроки самостоятельно освоили всевозможные способы пополнения кошельков в других регионах, кто-то решил не заморачиваться и обратился к помощи посредников. Но всё это относится скорее к так называемой кор-аудитории. Казуальная аудитория, а также простые игроки, для которых игры всегда были лишь приятным развлечением после рабочего дня, нашли более доступные варианты или предпочли играм другое хобби. Да что там говорить, даже в нашей редакции играть стали заметно меньше. По разным причинам. Однако всё это является прямым следствием невозможности так же просто и быстро, как раньше, покупать игры.


    Развлечения – это, прежде всего, доступность и удобство. Удобство покупать то, что нравится, и тратить деньги приятно и быстро. Когда для того, чтобы приобрести игру, приходится читать многостраничные гайды и тратить уйму времени и нервов на поиски рабочего метода пополнения кошелька в другом регионе, смысл развлечения теряется. Многие игроки предпочитают физические версии игр, а их доступность тоже резко сократилась. В привычных магазинах на полках скудный набор мейнстримных проектов, а заказы из-за границы приходится ждать месяцами. Немало и тех, кто ушёл на PC, ведь игры там можно запускать нелегально. Мы в редакции всегда выступали и продолжаем выступать против пиратства, однако подчеркиваем, что это личное дело каждого. Когда издатели запрещают реализацию своих игр в России, то даже человек, готовый за них заплатить, не в состоянии это сделать. Как ему поступить в этом случае? Перестать играть или скачать с торрента пиратскую версию? Каждый сам решает, какой выбор сделать.

    Всплеск интереса к ретро-консолям и физическим версиям игр

    Весной и летом этого года многие магазины и маркетплейсы сообщали о резком всплеске интереса к ретро-консолям. Интернет-магазин Ozon поделился данными, что в июне ретро-консоли покупали на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Популярностью пользуются различные вариации Dendy, Sega, Gameboy, Magistr и Game Box с HDMI-выходом. Рост продаж отметили также в сетях «М.Видео – Эльдорадо». Там подобные игровые устройства приобретали в июне на 9% чаще, чем в прошлом году. Площадка Wildberries сообщала, что продажи тамагочи за первое полугодие 2022 года выросли в 4,3 раза, а тетрисов – на 54% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. Знакомый, работающий в DNS, тоже поделился наблюдением, что заказывать ретро-консоли стали значительно чаще, чем раньше. Понятно, что подобные игровые устройства покупают в основном детям, но это тоже значительная часть аудитории, которая определяет направление игровых трендов. И если раньше родители могли купить своим чадам Switch или другую консоль, то проблемы с приобретением игр в российских цифровых магазинах явно оттолкнули значительную часть потенциальных покупателей. Цены у ретро-консолей тоже более чем доступные, и это тоже несомненно влияет на спрос.


    На фоне этого возросший интерес к физическим версиям игр выглядит ещё более предсказуемым. За 8 месяцев 2022 года рынок коробочных игр для консолей и ПК показывает количественный рост порядка 10%, а его объем составил около 1,1 млн шт., заявили представители «М.видео-Эльдорадо». На площадках Wildberries и Ozon аналогично отмечают возросший спрос на физические версии игр. Множество игроков и раньше отдавали предпочтение дисковым версиям, а сейчас, когда выяснилось, что компании и издатели могут разом уйти с рынка и оставить покупателей «цифры» ни с чем, приоритет физических носителей стал как никогда очевиден. Диск никто не отберет, он всегда под рукой, да и на полочке коллекция с любимыми играми выглядит эстетично и радует глаз. К тому же купить диски по-прежнему проще, чем цифровые игры в другом регионе. Хотя официальных поставок нет, в магазины благодаря параллельному импорту продолжают завозить новые игры, пусть ассортимент и заметно сократился. В то же время посредники на «Авито» или Ozon предлагают ничем не уступающий выбор самых различных игр на физических носителях. Существуют сервисы, позволяющие заказывать игры самому из-за границы, если не хочется переплачивать и хватает терпения подождать.


    Немного о будущем...

    Невозможность приобрести игры в цифре прямыми, простыми и понятными способами. Скудный ассортимент на полках магазинов, множество самых разных посредников и барыг, готовых достать что угодно. Отсутствие официальных поставок консолей, аксессуаров и игр. О таком ли будущем мы мечтали? И, главное, изменится ли что-то в ближайшие годы? Думаю, ответ очевиден. Эта реальность с нами надолго. Когда-нибудь западные компании снова вернутся, заработают карты и вместе с ними цифровые площадки. Однако случится это, судя по всему, очень нескоро. А жить надо здесь и сейчас. Рынок изменился кардинальным образом, всех изменений мы можем еще не понимать или не осознавать. Да, лазейки для приобретения цифровых версий игр останутся. Возможно, появятся новые, более совершенные и удобные. Физические версии продолжат завозить по параллельному импорту, что-то можно будет заказать с «Али». Будут процветать посредники всех мастей, доставляющие из Европы и США консоли, аксессуары и физические версии игр, а также готовые помочь выгодно приобрести подписку или игру в цифровом магазине другого региона. Между тем, многочисленные ограничения способны активизировать развитие внутренних компаний и студий. Как пример, приведённая выше игровая платформа VK Play. Возможно, со временем за ней последуют и другие. Да, пока это лишь робкие шаги, но всё большое и хорошее часто начиналось с чего-то малого и невзрачного.


    Игровой рынок в России таким, каким мы его знали последние годы, исчез. И, будем честны, едва ли он вернётся к привычным позициям в ближайшее время. Нас ожидает нечто принципиально новое, чего никто не мог даже совсем недавно вообразить. Стоит ожидать активизации российских разработчиков и разворот на восток, преимущественно в сторону Китая. Отсутствие возможности легально и простыми способами приобретать игры приведёт к оттоку аудитории. Мы все ценим удобство, а сейчас именно с данным пунктом значительные проблемы. Кто-то готов переступить через себя и найти способы легально наслаждаться любимыми играми, но не каждый станет заморачиваться, если под рукой есть другой, подходящий и доступный вариант.

    Перечисленные изменения и ограничения затронули самым непосредственным образом и игровую журналистику. Все ресурсы, посвященные играм, переживают сейчас не лучшие времена. Отсутствие доходов с рекламы, невозможность получить цифровые коды для обзоров новых игр, потому что издатели прекратили работать с Россией, отток аудитории, возросшие расходы на поддержание серверов и т.д. Игровая журналистика тоже со временем адаптируется и преобразуется во что-то иное. Какой она станет, пока неизвестно. Многое зависит от аудитории. А мы напоминаем, что читатели могут поддержать наш сайт любым удобным способом.
     
    Вверх Снизу