- Регистрация
- 23 Август 2023
- Сообщения
- 2 954
- Лучшие ответы
- 0
- Реакции
- 0
- Баллы
- 51
Offline
Похоже, что в iOS 26 Apple начала ещё больше склоняться к визуальному дизайну и декоративным эффектам UI; но насколько плохо это скажется на юзабилити? На первый взгляд, система выглядит удобной и современной, но как только начинаешь ею пользоваться, мерцающие поверхности и анимированные элементы управления становятся помехой. Давайте сотрём глянец и посмотрим, как эти изменения влияют на реальный опыт пользования.
Liquid Glass: новый визуальный язык Apple
В iOS 26 появился новый глассморфичный визуальный язык телефонов Apple.
Apple описывает Liquid Glass следующим образом:
«полупрозрачный материал, отражающий и преломляющий окружение, и в то же время динамически преобразующийся, помогая усиливать фокус на контенте и обеспечивая новый уровень энергичности элементов управления, навигации, значков приложений, виджетов и многого другого».
Это можно перевести так: теперь интерфейс колеблется и мерцает, как будто телефон засунули в желе. На первый взгляд, это выглядит круто, но как только начинаешь пользоваться телефоном, всплывают проблемы.
Прозрачность = проблемы с восприятием
Liquid Glass делает элементы UI полупрозрачными и жизнерадостными. Они становятся лёгкими, воздушными... и часто незаметными.
Одно из самых старых правил в юзабилити — элемент, который помещают поверх чего-то другого, становится сложнее увидеть. И тем не менее, в 2025 году Apple с гордостью затрудняет считывание текста, значков и элементов управления, сделав их прозрачными и поместив их поверх насыщенных фонов.
Текст поверх изображений — это плохая идея, потому что контраст между текстом и фоном часто оказывается слишком низким. Так почему же Apple подталкивает пользователей делать фотографии фонами текстовых сообщений?
Apple Messages: iOS 26 подталкивает пользователей выбирать фоновое изображение для текстовых сообщений. Из-за этого становится гораздо сложнее читать текст и замечать другой контент, например, фотографии. И даже находить поле ввода (умолчим о плейсхолдере iMessage).
В результате этого сообщения камуфлируются в фотографию с пляжа или в шерсть питомца собеседника. Теоретически, контент остаётся «в фокусе», но его невозможно прочитать (или увидеть).
Apple Maps: значки в нижней части экрана сливаются с фоновыми изображениями, несмотря на размытие фона.
А теперь о самом смелом (и глупом) эксперименте Apple: тексте поверх текста. Очевидно, дизайнеры решили, что пользователи обладают орлиным зрением и бесконечным терпением, потому что стало вполне допустимо размещать один текст прямо поверх другого. Теперь для чтения темы электронного письма требуются навыки дешифровщика из книг Дэна Брауна.
Это не просто нечитаемо, но и некрасиво.
Mail: текст поверх текста создаёт неразборчивый хаос.
В iOS 26 повсюду используются полупрозрачные плавающие элементы управления. Заголовки, строки поиска, панели вкладок и даже панель состояния телефона висят поверх страницы. Они не только перекрывают контент страницы, но и иногда конкурируют за внимание с другими элементами страницы.
Safari: плавающие элементы управления браузера (строка URL, кнопка «назад», меню с многоточием) теперь конкурируют за внимание с плавающими кнопками внутри страницы. А панель состояния телефона перекрывает контент страницы.
Анимированные кнопки: движение без смысла
Поначалу анимация может казаться приятной. При продуманном использовании она создаёт ощущение, что элементы «кликаются» или «перещёлкиваются». Наши глаза очень точно распознают движение, поэтому анимированные кнопки мгновенно привлекают внимание. Однако в десятый, двадцатый или сотый раз это удовольствие превращается в отвлекающий фактор.
В iOS 26 элементы управления настаивают на том, чтобы быть анимированными вне зависимости от удобства для пользователя. Точки карусели плавно и в течение нескольких секунд превращаются в слово Search. Кнопки камеры при нажатии слегка подёргиваются при нажатии. Панели вкладок колеблются при переключении представлений, а кнопки кратковременно пульсируют, прежде чем их заменит нечто совершенно другое. Интерфейс как будто кричит «посмотри на меня», в то время, когда он должен скромно отойти в сторону и позволить сиять истинной звезде шоу — контенту.
Домашний экран: точки карусели превращаются в строку поиска.
Мерцание вкладок: пузыри и колебания при переключении.
Пульсация кнопок при выборе.
Не могут сдержаться даже элементы управления, которые пользователь не трогает. В приложении Phone переключение с All Calls на Missed Calls загадочным образом делает кнопку фильтра синей, как будто пропущенные вызовы заслуживают фильтрации, а все вызовы — нет.
Phone: переключение с All на Missed Calls делает кнопку фильтра синей; вероятно, это должно показывать, что фильтр применён и отображается только часть вызовов (пропущенные). Задумка хорошая, но изменение цвета отвлекает внимание, без него можно было обойтись, учитывая выбранное состояние сегментированного элемента управления Missed в верхней части. Возможно, дизайнеры боялись, что выбранное состояние окажется слишком малозаметным?
В приложении Music текущая композиция скачет, подобно трекеру фондового рынка, мерцая водянистыми подсветами при скроллинге вверх и вниз. Если подняться до начала страницы, то пузырь внезапно подскакивает вверх, освобождая место для панели вкладок.
Движение ради движения — это не юзабилити, а отвлекающий фактор, способный вызывать тошноту.
Скученные мелкие элементы для касаний
Ещё Apple решила, что настало время собрать элементы в кучу и уменьшить их. Давнее правило о том, что расстояние между целями должно быть не меньше 0,4 см (а области касания должны иметь размер 1 см × 1 см), похоже, выбросили на помойку. Или Apple считает, что наши пальцы становятся меньше, или предполагает, что годы пользования смартфонами волшебным образом обучили нас попадать в мелкие элементы с идеальной точностью.
Photos: в iOS 18 (слева) элементы управления разнесены гораздо дальше друг от друга, чем в iOS 26 (справа).
Результаты этого мышления в iOS 26 видны на примере панелей вкладок: они кажутся очень скученными, сжатыми, чтобы освободить место для постоянно присутствующей строки поиска, которая остаётся в правом нижнем углу практически каждой страницы.
Сравнение App Store в iOS 18 и iOS 26: в iOS 26 (справа) панель вкладок в нижней части страниц приложений стала чем-то между навигацией и поиском; при этом поиск занимает больше пространства, а категории навигации прижаты друг к другу.
Так как эта кнопка висит отдельно от остальной части панели, навигация кажется фрагментированной. Один элемент управления находится сам по себе, а другие сгрудились, что разрушает впечатление об единой области элементов управления и усложняет восприятие всей панели в целом. Большой упор на поиск как будто позаимствован из инструментария Google, что иронично, учитывая репутацию Apple как создательницы собственного уникального языка дизайна.
Утерянная предсказуемость
Всем давно известно, что постоянное изменение интерфейсов — это кошмар. Когда-то Microsoft Office экспериментировал с адаптивными меню, изменявшими свой порядок в зависимости от частоты использования. Пользователи возненавидели эту систему, потому что ничто не оставалось на месте, приходилось каждый раз «сканировать» меню взглядом. Интерфейс невозможно было освоить, потому что он постоянно менялся.
Похоже, этот урок ничему не научил Apple. В iOS 26 элементы управления появляются, исчезают, сворачиваются и разворачиваются в зависимости от контекста. Панель вкладок сворачивается при активации поиска, освобождая место для поля.
Health: панель вкладок сворачивается при каждом разворачивании поля поиска.
Safari добавляет ещё один неожиданный поворот: кнопка «вперёд» появляется и пропадает в зависимости от того, есть ли страница для перехода вперёд. Хотя теоретически это может показаться логичным, на практике это разрушает целостность: из-за изменения размера и местоположения цели к интерфейсу сложнее привыкать и он становится менее предсказуемым.
Safari: иногда панель инструментов браузера содержит только кнопку «назад» (слева), а иногда в ней есть и кнопку «вперёд» (справа).
Вместо нарабатывания надёжных навыков пользователям приходится играть в прятки с элементами навигации.
Изменение привычного
Поиск в предыдущих версиях iOS находился в верхней части страницы. В Mail и Messages пользователя нужно было скроллить вниз, чтобы открылась панель. Не самый понятный паттерн, но благодаря многолетним повторениям он вошёл в привычку.
Messages (iOS 18): поиск по умолчанию скрыт (слева). Чтобы открыть его, пользователям нужно было «потянуть вниз» верхнюю часть страницы (справа).
В iOS 26 поиск перебрался в нижнюю часть экрана и теперь он виден постоянно. Возможно, новичкам так его проще найти, но для опытных пользователей это стало неприятным отклонением от привычки, замедляющим работу до освоения нового паттерна. (Даже если новый паттерн окажется со временем более удобным, опытным пользователям приходится переучиваться, что в ближней перспективе снижает продуктивность и увеличивает раздражение.)
Приложение Settings: поиск в верхней части в iOS 18 (слева) и в нижней части в iOS 26 (справа).
Чтобы ещё больше усложнить жизнь, поиск теперь стилизован, как плавающая панель, иногда мешающая контенту страницы. Его бледный дизайн склонен сливаться с фоном, из-за чего панель легко не заметить. В нашем прошлом исследовании плавающих кнопок выяснилось, что они удобнее всего, когда чётко выделяются, а не когда сливаются с остальными элементами.
Упадок понятности
Кнопка «назад», когда-то бывшая дружелюбным гидом с подсказкой (breadcrumb), потеряла свой «след». Теперь она не показывает, откуда мы пришли, у неё отсутствует метка, поэтому пользователю приходится гадать.
Settings: рядом с кнопкой «назад» раньше имелась подсказка, сообщающая о странице, с которой пришёл пользователь (слева). В iOS 26 (справа) эту метку удалили.
Это сигнализирует о ещё одном переходе (на этот раз к худшему) в сторону дизайна в стиле Android, где заголовки страниц выровнены влево (а не по центру), из-за чего смещается подсказка рядом с кнопкой «назад». Этот дизайнерский выбор может сильно запутать пользователей, потому что некоторые приложения будут использовать подсказку рядом с кнопкой «назад», а другие — заменять её заголовком текущей страницы.
App Store: заголовок текущей страницы Ratings and Reviews занимает место подсказки кнопки «назад» из iOS 16.
Safari добавляет и свои раздражающие факторы: строка URL зажата между значками и урезана настолько, что нельзя точно понять, на каком сайте находишься. А вкладки, раньше находившиеся на расстоянии одного касания, теперь спрятаны в раскрывающемся меню с точками, которое требует дополнительных действий. Такой дизайн не просто нарушает best practices для раскрывающихся меню (они требуют, чтобы в таких меню находились только не очень важные действия), но и тратит лишнюю секунду на дополнительное нажатие; всё это умножается на миллионы раз, когда пользователь ежедневно переключается между вкладками.
Safari: строка URL зажата между другими кнопками панели инструментов, поэтому сложно понять, на каком сайте находишься.
В iOS 18 вкладки были видимы в панели инструментов браузера (слева); в iOS 26 они находятся в меню с точками (справа). Но есть и хорошее: рядом с соответствующим значком находится метка All Tabs.
Общая картина
В iOS 26 элементы управления Liquid Glass наложены на шумные фоны, дёрганные анимированные кнопки, ужатые и скучившиеся панели вкладок, сворачиваемую навигацию и повсеместные панели поиска. Кроме того, она нарушает давно сложившиеся традиции iOS, приближаясь к дизайну Android.
В целом, Apple жертвует юзабилити в пользу красоты, повышая правдоподобность теории о том, что Liquid Glass — это попытка отвлечь покупателей от недостающих в iOS 26 давно обещанных функций ИИ.
Интерфейс стал беспокойным, надоедливым, менее предсказуемым и удобочитаемым; он постоянно отвлекает внимание от контента вместо того, чтобы делать упор на удобство доступа к нему. Вместо того, чтобы упрощать выполнение повседневных задач, iOS 26 заставляет пользователей заново изучать основы, под постоянной атакой визуальных спецэффектов.
Apple называет это Liquid Glass, но для многих пользователей этот интерфейс напоминает запотевшее окно: издалека выглядит красиво, но через него сложно смотреть.
Liquid Glass: новый визуальный язык Apple
В iOS 26 появился новый глассморфичный визуальный язык телефонов Apple.
Apple описывает Liquid Glass следующим образом:
«полупрозрачный материал, отражающий и преломляющий окружение, и в то же время динамически преобразующийся, помогая усиливать фокус на контенте и обеспечивая новый уровень энергичности элементов управления, навигации, значков приложений, виджетов и многого другого».
Это можно перевести так: теперь интерфейс колеблется и мерцает, как будто телефон засунули в желе. На первый взгляд, это выглядит круто, но как только начинаешь пользоваться телефоном, всплывают проблемы.
Прозрачность = проблемы с восприятием
Liquid Glass делает элементы UI полупрозрачными и жизнерадостными. Они становятся лёгкими, воздушными... и часто незаметными.
Одно из самых старых правил в юзабилити — элемент, который помещают поверх чего-то другого, становится сложнее увидеть. И тем не менее, в 2025 году Apple с гордостью затрудняет считывание текста, значков и элементов управления, сделав их прозрачными и поместив их поверх насыщенных фонов.
Текст поверх изображений — это плохая идея, потому что контраст между текстом и фоном часто оказывается слишком низким. Так почему же Apple подталкивает пользователей делать фотографии фонами текстовых сообщений?

Apple Messages: iOS 26 подталкивает пользователей выбирать фоновое изображение для текстовых сообщений. Из-за этого становится гораздо сложнее читать текст и замечать другой контент, например, фотографии. И даже находить поле ввода (умолчим о плейсхолдере iMessage).
В результате этого сообщения камуфлируются в фотографию с пляжа или в шерсть питомца собеседника. Теоретически, контент остаётся «в фокусе», но его невозможно прочитать (или увидеть).

Apple Maps: значки в нижней части экрана сливаются с фоновыми изображениями, несмотря на размытие фона.
А теперь о самом смелом (и глупом) эксперименте Apple: тексте поверх текста. Очевидно, дизайнеры решили, что пользователи обладают орлиным зрением и бесконечным терпением, потому что стало вполне допустимо размещать один текст прямо поверх другого. Теперь для чтения темы электронного письма требуются навыки дешифровщика из книг Дэна Брауна.
Это не просто нечитаемо, но и некрасиво.

Mail: текст поверх текста создаёт неразборчивый хаос.
В iOS 26 повсюду используются полупрозрачные плавающие элементы управления. Заголовки, строки поиска, панели вкладок и даже панель состояния телефона висят поверх страницы. Они не только перекрывают контент страницы, но и иногда конкурируют за внимание с другими элементами страницы.

Safari: плавающие элементы управления браузера (строка URL, кнопка «назад», меню с многоточием) теперь конкурируют за внимание с плавающими кнопками внутри страницы. А панель состояния телефона перекрывает контент страницы.
Анимированные кнопки: движение без смысла
Поначалу анимация может казаться приятной. При продуманном использовании она создаёт ощущение, что элементы «кликаются» или «перещёлкиваются». Наши глаза очень точно распознают движение, поэтому анимированные кнопки мгновенно привлекают внимание. Однако в десятый, двадцатый или сотый раз это удовольствие превращается в отвлекающий фактор.
В iOS 26 элементы управления настаивают на том, чтобы быть анимированными вне зависимости от удобства для пользователя. Точки карусели плавно и в течение нескольких секунд превращаются в слово Search. Кнопки камеры при нажатии слегка подёргиваются при нажатии. Панели вкладок колеблются при переключении представлений, а кнопки кратковременно пульсируют, прежде чем их заменит нечто совершенно другое. Интерфейс как будто кричит «посмотри на меня», в то время, когда он должен скромно отойти в сторону и позволить сиять истинной звезде шоу — контенту.

Домашний экран: точки карусели превращаются в строку поиска.

Мерцание вкладок: пузыри и колебания при переключении.

Пульсация кнопок при выборе.
Не могут сдержаться даже элементы управления, которые пользователь не трогает. В приложении Phone переключение с All Calls на Missed Calls загадочным образом делает кнопку фильтра синей, как будто пропущенные вызовы заслуживают фильтрации, а все вызовы — нет.

Phone: переключение с All на Missed Calls делает кнопку фильтра синей; вероятно, это должно показывать, что фильтр применён и отображается только часть вызовов (пропущенные). Задумка хорошая, но изменение цвета отвлекает внимание, без него можно было обойтись, учитывая выбранное состояние сегментированного элемента управления Missed в верхней части. Возможно, дизайнеры боялись, что выбранное состояние окажется слишком малозаметным?
В приложении Music текущая композиция скачет, подобно трекеру фондового рынка, мерцая водянистыми подсветами при скроллинге вверх и вниз. Если подняться до начала страницы, то пузырь внезапно подскакивает вверх, освобождая место для панели вкладок.
Движение ради движения — это не юзабилити, а отвлекающий фактор, способный вызывать тошноту.
Скученные мелкие элементы для касаний
Ещё Apple решила, что настало время собрать элементы в кучу и уменьшить их. Давнее правило о том, что расстояние между целями должно быть не меньше 0,4 см (а области касания должны иметь размер 1 см × 1 см), похоже, выбросили на помойку. Или Apple считает, что наши пальцы становятся меньше, или предполагает, что годы пользования смартфонами волшебным образом обучили нас попадать в мелкие элементы с идеальной точностью.

Photos: в iOS 18 (слева) элементы управления разнесены гораздо дальше друг от друга, чем в iOS 26 (справа).
Результаты этого мышления в iOS 26 видны на примере панелей вкладок: они кажутся очень скученными, сжатыми, чтобы освободить место для постоянно присутствующей строки поиска, которая остаётся в правом нижнем углу практически каждой страницы.

Сравнение App Store в iOS 18 и iOS 26: в iOS 26 (справа) панель вкладок в нижней части страниц приложений стала чем-то между навигацией и поиском; при этом поиск занимает больше пространства, а категории навигации прижаты друг к другу.
Так как эта кнопка висит отдельно от остальной части панели, навигация кажется фрагментированной. Один элемент управления находится сам по себе, а другие сгрудились, что разрушает впечатление об единой области элементов управления и усложняет восприятие всей панели в целом. Большой упор на поиск как будто позаимствован из инструментария Google, что иронично, учитывая репутацию Apple как создательницы собственного уникального языка дизайна.
Утерянная предсказуемость
Всем давно известно, что постоянное изменение интерфейсов — это кошмар. Когда-то Microsoft Office экспериментировал с адаптивными меню, изменявшими свой порядок в зависимости от частоты использования. Пользователи возненавидели эту систему, потому что ничто не оставалось на месте, приходилось каждый раз «сканировать» меню взглядом. Интерфейс невозможно было освоить, потому что он постоянно менялся.
Похоже, этот урок ничему не научил Apple. В iOS 26 элементы управления появляются, исчезают, сворачиваются и разворачиваются в зависимости от контекста. Панель вкладок сворачивается при активации поиска, освобождая место для поля.

Health: панель вкладок сворачивается при каждом разворачивании поля поиска.
Safari добавляет ещё один неожиданный поворот: кнопка «вперёд» появляется и пропадает в зависимости от того, есть ли страница для перехода вперёд. Хотя теоретически это может показаться логичным, на практике это разрушает целостность: из-за изменения размера и местоположения цели к интерфейсу сложнее привыкать и он становится менее предсказуемым.

Safari: иногда панель инструментов браузера содержит только кнопку «назад» (слева), а иногда в ней есть и кнопку «вперёд» (справа).
Вместо нарабатывания надёжных навыков пользователям приходится играть в прятки с элементами навигации.
Изменение привычного
Поиск в предыдущих версиях iOS находился в верхней части страницы. В Mail и Messages пользователя нужно было скроллить вниз, чтобы открылась панель. Не самый понятный паттерн, но благодаря многолетним повторениям он вошёл в привычку.

Messages (iOS 18): поиск по умолчанию скрыт (слева). Чтобы открыть его, пользователям нужно было «потянуть вниз» верхнюю часть страницы (справа).
В iOS 26 поиск перебрался в нижнюю часть экрана и теперь он виден постоянно. Возможно, новичкам так его проще найти, но для опытных пользователей это стало неприятным отклонением от привычки, замедляющим работу до освоения нового паттерна. (Даже если новый паттерн окажется со временем более удобным, опытным пользователям приходится переучиваться, что в ближней перспективе снижает продуктивность и увеличивает раздражение.)

Приложение Settings: поиск в верхней части в iOS 18 (слева) и в нижней части в iOS 26 (справа).
Чтобы ещё больше усложнить жизнь, поиск теперь стилизован, как плавающая панель, иногда мешающая контенту страницы. Его бледный дизайн склонен сливаться с фоном, из-за чего панель легко не заметить. В нашем прошлом исследовании плавающих кнопок выяснилось, что они удобнее всего, когда чётко выделяются, а не когда сливаются с остальными элементами.
Упадок понятности
Кнопка «назад», когда-то бывшая дружелюбным гидом с подсказкой (breadcrumb), потеряла свой «след». Теперь она не показывает, откуда мы пришли, у неё отсутствует метка, поэтому пользователю приходится гадать.

Settings: рядом с кнопкой «назад» раньше имелась подсказка, сообщающая о странице, с которой пришёл пользователь (слева). В iOS 26 (справа) эту метку удалили.
Это сигнализирует о ещё одном переходе (на этот раз к худшему) в сторону дизайна в стиле Android, где заголовки страниц выровнены влево (а не по центру), из-за чего смещается подсказка рядом с кнопкой «назад». Этот дизайнерский выбор может сильно запутать пользователей, потому что некоторые приложения будут использовать подсказку рядом с кнопкой «назад», а другие — заменять её заголовком текущей страницы.

App Store: заголовок текущей страницы Ratings and Reviews занимает место подсказки кнопки «назад» из iOS 16.
Safari добавляет и свои раздражающие факторы: строка URL зажата между значками и урезана настолько, что нельзя точно понять, на каком сайте находишься. А вкладки, раньше находившиеся на расстоянии одного касания, теперь спрятаны в раскрывающемся меню с точками, которое требует дополнительных действий. Такой дизайн не просто нарушает best practices для раскрывающихся меню (они требуют, чтобы в таких меню находились только не очень важные действия), но и тратит лишнюю секунду на дополнительное нажатие; всё это умножается на миллионы раз, когда пользователь ежедневно переключается между вкладками.

Safari: строка URL зажата между другими кнопками панели инструментов, поэтому сложно понять, на каком сайте находишься.

В iOS 18 вкладки были видимы в панели инструментов браузера (слева); в iOS 26 они находятся в меню с точками (справа). Но есть и хорошее: рядом с соответствующим значком находится метка All Tabs.
Общая картина
В iOS 26 элементы управления Liquid Glass наложены на шумные фоны, дёрганные анимированные кнопки, ужатые и скучившиеся панели вкладок, сворачиваемую навигацию и повсеместные панели поиска. Кроме того, она нарушает давно сложившиеся традиции iOS, приближаясь к дизайну Android.
В целом, Apple жертвует юзабилити в пользу красоты, повышая правдоподобность теории о том, что Liquid Glass — это попытка отвлечь покупателей от недостающих в iOS 26 давно обещанных функций ИИ.
Интерфейс стал беспокойным, надоедливым, менее предсказуемым и удобочитаемым; он постоянно отвлекает внимание от контента вместо того, чтобы делать упор на удобство доступа к нему. Вместо того, чтобы упрощать выполнение повседневных задач, iOS 26 заставляет пользователей заново изучать основы, под постоянной атакой визуальных спецэффектов.
Apple называет это Liquid Glass, но для многих пользователей этот интерфейс напоминает запотевшее окно: издалека выглядит красиво, но через него сложно смотреть.