AI Хочу все знать: как повысить цифровую грамотность сотрудников

AI

Редактор
Регистрация
23 Август 2023
Сообщения
2 819
Лучшие ответы
0
Реакции
0
Баллы
51
Offline
#1
Привет, Хабр! Меня зовут Александр Пятак, я отвечаю за управление знаниями в «МосТрансПроекте». Мы уже рассказывали, как обрабатываем данные и какие сервисы для этого используем. Инструментов так много, что даже опытным сотрудникам бывает трудно ориентироваться в нашей корпоративной цифровой среде. Поэтому мы запустили специальный проект по развитию цифровой грамотности, о котором я и расскажу сегодня. Эта статья будет полезна специалистам в области HR и внутренних коммуникаций, а также ИТ-руководителям.



Обучение коллег цифровым навыкам всегда было важной задачей для нашей ИТ-команды. Мы прекрасно понимали, что ориентироваться во всем многообразии внутренних инструментов и сервисов бывает сложно, особенно новичкам. Поэтому одним из первых шагов стало создание базы знаний и заполнение ее инструкциями по использованию внутренней цифровой средой: как авторизоваться в почте, подключить Wi-Fi, настроить VPN, получить доступ к облачному хранилищу и т.п.


Это сильно облегчило жизнь наших коллег, которые теперь могут самостоятельно получить ответы на самые распространенные вопросы, и автоматически снизило нагрузку на техподдержку. Результат неплохой, но все еще недостаточный для системного развития цифровой грамотности. Нужно было запускать полноценный проект с различными активностями и нашей тесной вовлеченностью в процессы адаптации, обучения и развития персонала. И здесь мы нашли мотивированного партнера в лице HR-блока.

Один ум хорошо, а два лучше

Для начала мы проанализировали потребности сотрудников Института в развитии цифровых навыков. Для этого использовали три источника информации.


  1. Прямой онлайн-опрос, который для нас организовали и провели коллеги из команды внутренних коммуникаций. Участников попросили самостоятельно оценить свой уровень развития digital skills, а также ответить на вопросы о том, какие навыки они хотят прокачать.


  2. Запросы, поступающие в отдел обучения и развития персонала от сотрудников и линейных руководителей. Например, обучить работать в Битрикс24 или использовать корпоративный сервис для хранения паролей.


  3. Запросы пользователей внутри нашей Wiki (о ней – чуть ниже).

После обработки данных мы составили матрицу цифровых навыков. Каждому из них присвоили приоритет от высшего (1) к низшему (3), в зависимости от его востребованности и важности для работы. Например, в первую группу попали сервис Passwork, средства для проведения ВКС, портал «Цифровой двойник Москвы», а в последнюю — специфическое инженерное и архитектурное ПО.

Поняв, с чем предстоит работать, распределили роли в проекте между командой ИТ и HR-блоком. Отдел обучения и развития персонала взял на себя все организационные вопросы, связанные с созданием и «упаковкой» курсов по повышению цифровой грамотности (про них также расскажем ниже), а также последующим обучением сотрудников. Мы же выступили в качестве экспертов и смогли сосредоточиться на сборе фактуры и разработке учебных материалов. Без лишней скромности скажу, что наш кейс является хорошим примером выстроенного кросс-функционального взаимодействия. Ни одна из команд не «перетягивает одеяло» на себя и не перекладывает возникающие проблемы на партнера. Совместными усилиями мы просто стараемся делать максимально качественный продукт.

Каждому новичку по справочнику

Первым делом мы решили позаботиться о тех, кто только начинает свой профессиональный путь в «МосТрансПроекте», и вместе с коллегами из команды адаптации персонала подготовили Справочник по цифровой среде Института. Это небольшой буклет формата А5, который выдается новым сотрудникам в первый день трудоустройства вместе с корпоративным мерчем.


Разворот «Справочника новичка»

В нем даны ответы на самые распространенные вопросы, которые могут возникнуть в первые дни и недели работы: подключение к Wi-Fi, авторизация в почте и Битрикс24, доступ к дашбордам, корпоративному хранилищу данных, картографическим порталам. Справочник, кстати, пользуется популярностью и у опытных сотрудников, так как позволяет освежить в памяти некоторые важные моменты, которые неизбежно забываются в рабочей суете. Понятно, что буклет не полностью заменяет работу команды адаптации или технической поддержки. Но найти ответ на самые распространенные и типичные вопросы, которые обычно возникают у новичков, он помогает гораздо быстрее.

Также мы развернули корпоративную Wiki, где описана большая часть внутренних и внешних информационных сервисов. Решение полезное, однако оно, скорее, удобно в тех случаях, когда пользователь уже более-менее погружен в нашу цифровую среду, и ему требуется уточнить какие-то детали или воспользоваться ресурсом, к которому он редко обращается в повседневной работе. Wiki практически на 95% закрывает подобные запросы коллег. Вот один из примеров таких «объяснялок»:



Также понятно, что в базу знаний пользователи заходят в основном в тех случаях, когда у них уже есть определенная проблема и сформированный вопрос. Но как оперативно доносить информацию об изменениях в работе сервисов, например, обновлениях в функционале? Или рассказать о полезных возможностях, о которых коллеги не знают и не применяют? Для этих целей мы создали корпоративный канал МТП.тех, где публикуем короткие посты про технологии, работу с данными и новинки в цифровой экосистеме. Обо всем стараемся писать дружелюбно, доступным языком, с небольшой долей юмора и с большим количеством мемов. Возможно, поэтому он и пользуется популярностью среди коллег – меньше чем за полгода количество подписчиков в канале увеличилось почти на треть.



Комментарии в канале открыты, так что пользователи сами могут предложить темы для новых публикаций или, например, сообщить о том, что какой-то ресурс не работает или работает некорректно. В этом случае информация оперативно передается в техподдержку и берется ими в работу.

Совсем недавно мы провели в канале МТП.тех небольшую компанию по популяризации дашбордов МТП — внутренней BI-системы для визуализации и анализа транспортных данных. В постах в основном рассказывалось о преимуществах использования инструмента, его возможностях, правилах получения доступа и т.п. Сейчас коллеги из команды Data Project готовят материалы для более глубокого и продвинутого обучения тех, кто захотел полноценно освоить все функции сервиса.


Используем сторителлинг и игровые элементы

Над развитием цифровой грамотности работаем и с коллегами из внутрикома, но здесь уже ориентируемся на более прикладные навыки для широкой аудитории. Например, в рамках постоянной рубрики в основном канале выпускаем лайфхаки по MS Excel — Must Have инструменту практически любого работника, независимо от его профессии и направления выполняемых задач. Обо всех возможностях и функциях рассказываем простым и доступным языком, используя при этом формат карточек.


Рубрика «Фишки Excel» в главном корпоративном канале МосТрансПроекта «Проектируя смыслы»

Некоторые совсем короткие советы выводим на мониторы корпоративных компьютеров через единые и централизованно управляемые скринсейверы — так их увидят максимально возможное количество коллег. Например, не лишним будет напомнить, что, уходя с рабочего места, нужно всегда блокировать устройство, а сделать это проще всего комбинацией клавиш WIN + L. Как говорится, один маленький шажок для отдельного человека, но огромный шаг в обучении сотрудников основам кибербеза.

Взяли курс на курсы

Теперь - про обучающие курсы. Их разработкой мы занимаемся совместно с T&D-командой. Чаще всего используется формат скринкастов – записи действий на экране компьютера с голосовыми комментариями спикера. На наш взгляд, это самый удобный способ обучения. Пользователи наблюдают за процессом, слушают дополнительные пояснения от эксперта, при желании могут ставить видео на паузу и тут же повторить все происходящее на их мониторах для закрепления навыков.


Эксперт рассказывает о том, как завершать рабочие задачи в системе управления проектам

Понятно, что этот вид обучения самый затратный по ресурсам. В процессе изготовления ролика участвует эксперт, методист, оператор. Много времени тратится на подготовку, запись и монтаж. Но если мы хотим «с нуля» научить неопытного пользователя работе в новом ПО или сервисе (и при этом в онлайн-формате), то скринкаст является самым эффективным и удобным способом. В теории, конечно, можно было организовать и очный тренинг: выделить помещение, пригласить экспертов, разбить всех желающих на группы, в несколько заходов провести занятия. Но для нашей задачи онлайн-курсы оказались удобнее: позволяют сотрудникам подстроить темп обучения под свой график, выбрать время и скорость прохождения материалов, совместить учебу с работой.

Для представления справочных материалов мы также используем лонгриды, различные памятки, тестовые и практические задания, интерактивы – в тех местах, где это уместно и отвечает целям обучения. Вот пример лонгрида:



У нас был план, и мы его придерживаемся

Проект по развитию цифровой грамотности только набирает обороты, поэтому, возможно, впечатлит далеко не всех. Во многих компаниях, уверен, подобные проекты существуют и развиваются давно. Но мы все-таки находимся только в начале пути.

ИТ-команда выступает здесь одним из драйверов развития внутреннего обучения. Мы не менее, чем партнеры из HR заинтересованы в формировании в МосТрансПроекте корпоративной культуры, где принято делиться своими знаниями и экспертизой с коллегами, постоянно совершенствоваться, осваивать новые навыки и повышать собственную эффективность. Это среда, которая нам близка, в которой нам хотелось бы работать и в создании которой мы, в меру своих сил, принимаем участие.

Что мы имеем на сегодняшний день? Вместе с коллегами из T&D разработали и запустили три курса по развитию цифровых навыков (включая те, о которых я рассказывал выше). Работа над ними активно стартовала в начале этого года: мы писали сценарии, снимали видео, готовили тесты и задания, исправляли возникающие по пути ошибки и недочеты. Еще два курса практически готовы. В одном из них, к примеру, подробно расскажем и покажем, как использовать корпоративный сервис для безопасного хранения рабочих паролей.

В конце каждого курса предлагаем пользователям дать обратную связь — указать, что понравилось, чего не хватило, что успели применить в работе. А также оценить качество материалов по 10-бальной шкале, от низкого (1) до высокого (10). К слову, средняя оценка составляет 9 из 10. Довольно неплохо, хотя, конечно, нет предела совершенству.

После завершения работы над текущими курсами приступим к разработке новых. В этом и следующем году планируем покрыть ими большую часть цифровых навыков. Думаем и над формированием специальной траектории обучения «Цифровая грамотность» для сотрудников. Это набор курсов, заданий и прочих материалов, подчиненных единой цели или результату. Новички «МосТрансПроекта» смогут пройти их в первые месяцы работы и к концу испытательного срока уверенно ориентироваться экосистеме внутренних сервисов и инструментов. А опытные специалисты смогут точечно закрыть проблемы по отдельным цифровым навыкам и компетенциям.

Также продолжим оценивать уровень развития цифровой грамотности в компании. В ближайшее время вместе с командой T&D проведем несколько новых опросов по данной теме. Их результаты помогут понять, насколько улучшилась эффективность наших коллег и в каком направлении нам следует двигаться дальше. Цифровая среда Института постоянно обновляется и развивается, значит, постоянного развития требуют и цифровые навыки. Как уже сказал выше, мы находимся только в начале пути, поэтому пока что предлагаем оценивать их уровень самостоятельно. Но безусловно идем к внедрению объективных метрик, а также думаем над тем, как улучшить систему мотивации и вовлеченность сотрудников в развитие цифровой грамотности.

Подытоживая статью, хочу сказать: не бойтесь выступать инициатором развития цифровых компетенций в своей компании, даже если не имеете прямого отношения к функции обучения и развития. Любой HR, скорее всего, будет рад появлению мотивированных сотрудников, готовых выступать в качестве внутренних экспертов по ключевым информационным сервисам и инструментам.

А как вы оцениваете и развиваете цифровую грамотность сотрудников в своей компании? Делитесь в комментариях.
 
Сверху Снизу