Эдмунд МакМиллен – один из тех разработчиков, которые всегда остаются верны себе. Его игры – это оплот харкдора и аморальности. И именно этим он многие годы подкупает игроков. Через призму грязи он не стесняется показывать проблемы детского насилия, одиночества и ценности жизни как таковой. Под обёрткой мерзости всегда скрывалось нечто светлое. Многим известны The Binding of Isaac, Super Meat Boy и Gish, но есть в арсенале Эдмунда и куда менее громкие проекты, такие как The End Is Nigh, Fingered, Blast Miner и сборник The Basement Collection, куда вошли улучшенные версии его ранних flash-игр.
В списке выше не хватает ещё одного релиза – головоломки The Legend of Bum-Bo. В 2019 году она пополнила портфолио Эдмунда и могла встать в один ряд с «Айзеком» и «Мясным пацаном», но не сумела снискать той же популярности. До консолей из Steam проект добирался два с половиной года, причём миновав прошлое поколение. Почему-то МакМиллен решил, что приквелу The Binding of Isaac лучше сразу отправиться на PS5, XSeries и Switch. Разве мы могли упустить возможность познакомиться с очередной его работой?
Сразу хотим огорчить всех, кто ждал новый адреналиновый рогалик со вкусом экшена или сверхзвуковой платформер. The Legend of Bum-Bo – это очень неспешная игра, вдохновлённая пазлами формата «три в ряд». Здешний геймплей настолько размеренный, что половину времени у экрана телевизора проводишь за обдумыванием следующего хода и планированием. Очень похоже на шахматы! Перед нами есть противники на игровом поле размером 3X3 клетки, а также доска с фишками 9X4. У каждой из фишек уникальные эффекты:
- Кости – помогают атаковать одного или нескольких врагов, в зависимости от количества собранных костяшек
- Фекалии – позволяют ставить щит из экскрементов
- Зелёная слизь – ею можно бросить во врага и заставить его пропустить ход
- Зубы – ими можно атаковать одного врага; чем больше зубов, тем мощнее удар
- Капельки мочи – добавляют ходы
Собранные фишки выступают аналогом маны и позволяют применять умения, которые у каждого героя свои. В процессе прохождения между уровнями открываются новые предметы и навыки. За каждый этап Бам-бо получает деньги, а потом волен потратить их после убийства босса на апгрейды и мини-игры. В числе последних – колесо фортуны и знакомая по The Binding of Isaac игра в напёрстки. Кроме стандартных фишек, на поле порой возникают уникальные:
- Сердечки – восстанавливают здоровье
- Черепа проклятий – если собрать вместе, отнимают здоровье
- Звёзды – универсальные фишки, совместимые с остальными
На вид всё очень просто. У нас есть пара ходов, во время которых мы можем двигать ряды фишек: собираем комбинации, получаем ману, убиваем врагов. Вот и вся игра? Нет, это лишь верхушка айсберга! В геймплее просто сумасшедшее количество нюансов. Бестиарий очень разнообразный и выкидывает такие фокусы, которых не ждёшь. Туалетная бумага, будучи атакованной, сворачивается в рулон и становится неуязвимой на целый ход. Кучи экскрементов с глазками, получив урон, выпускают газы, которые дают сдачи при повторной атаке. Призраки кричат, отнимая ценные ходы…
Врагов в The Legend of Bum-Bo приходится прощупывать вручную. Никаких подсказок и информации нет. Необходимо постоянно сражаться и запоминать их грязные трюки. С боссами ситуация ещё более суровая. Они поджидают Бам-бо в финале каждой главы, готовя порцию неприятных сюрпризов. Например, Соглядатай использует глаза как двух подручных. Они не только защищают своего хозяина, но и атакуют Бам-бо. Уничтожить их при этом нельзя. Или другой главарь – Сангре. Внутри него – живое сердце. Стоит задеть орган с глазками, костяное тело закрывает его на целый ход от дальнейших атак и может ударить несколько раз подряд в ответ.
В The Legend of Bum-Bo всегда приходится думать наперёд. Герои слишком хилые, чтобы часто ошибаться. К слову, персонажей в игре много, но их придётся поочерёдно открывать. Кампания организована таким образом, что после каждого прохождения добавляют одну новую главу и персонажа. После этого необходимо начинать с самого начала. То есть первое прохождение – это всего одна глава, потом открывается уж две, потом до финала их три и т.д.
Сюжетные сценки показывают в конце каждой главы, и только с их помощью можно понять, почему игра считается приквелом The Binding of Isaac. Маленький намёк: графический дизайн в виде картонной поделки ребёнка здесь появился неспроста. Вообще, рука МакМиллена хорошо ощущается в модельках и немногочисленных кат-сценах, но его фирменный стиль с мультяшными монстрами тут смотрится очень неряшливо. Стилизация под картонные фигуры выглядит неаккуратно. Картинка какая-то блеклая и с обилием болотных тонов. Однако музыка традиционно хороша. Вполне в духе The Binding of Isaac.
От игры остаётся смешанное ощущение. Это оригинальный геймплейный эксперимент, который подкреплён узнаваемыми образами и фирменной чернухой. С другой стороны, геймплей The Legend of Bum-bo подойдёт явно не всем. Между этим проектом и знаковыми работами МакМиллена целая пропасть. Зато к релизу на консолях игра добралась без стартовых багов из версии для PC, что не может не радовать.
Запачкать руки
У МакМиллена нет простых платин. В The Legend of Bum-bo он не стал отступать от традиции. Игру придётся проходить несколько десятков раз, меняя героев, и это не учитывая десятки, если не сотни неудачных попыток. За это время нужно будет постараться сделать пачку ситуационных трофеев. Некоторые из них кажутся трудновыполнимыми и смертельными для Бум-бо... Чего стоит только кубок за сбор комбинации из семи фишек проклятий. Получив его, вы вряд ли выживите…
Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции издателем.