Денис (Varyag_Ericsson) Стороняк уже успел поделиться с нашими читателями своими первыми впечатлениями, а я завершу начатое, обратившись к формату обзора для Mass Effect Legendary Edition. Всё-таки капитан Шепард заслуживает традиционных баллов с вердиктом на нашем сайте.
Если вы плохо знакомы с сеттингом Mass Effect, напомню, что действие игры происходит в альтернативной галактике Млечный Путь, где человечество и различные инопланетные расы успешно освоили выдающееся технологическое наследие древней цивилизации протеанцев. Эти технологии, в центре которых так называемый «эффект массы» (он же «Масс Эффект из названия), легли в основу путешествий со сверхсветовой скоростью, создания абсолютно нового оружия и средств защиты. Свежесформировавшееся галактическое сообщество напоминало то, что можно увидеть, например, в сериале «Вавилон 5». Только вместо огромной космической станции люди и пришельцы стали решать общие проблемы на Цитадели – ещё большей, куда более загадочной и почти неуязвимой... тоже станции. Однако, на фоне установившейся к 2183 году относительной стабильности, в галактику пришла угроза Жнецов – таинственных, непобедимых и в кои-то веки для sci-fi действительно жутких созданий. К этому стоит добавить, что сценаристы очень добротно прописали и лор, и технологическую основу мира Mass Effect, населив его оригинальными расами и фракциями. И теперь всё противостояние народов Галактики и Жнецов можно пройти, что называется, почти что в рамках одной игры – у переиздания общее меню, а между частями трилогии сюжетная и геймплейная преемственность.
Интересно, когда появятся технологии, позволяющие легко и просто поднимать качество картинки в пререндеренных заставках? В Mass Effect нет страшных зёрен, но ролики не на движке слегка выбиваются из общей картины ремастера
Понять, что ждут от, считай, любого ремастера фанаты, знающие первоисточник вдоль и поперёк, – дело, в общем-то, нехитрое. Свежих ощущений в духе оригинала (желательно, с горсткой нового контента) или хотя бы всего того же, но в качественно переработанной «обёртке». Но, несмотря на прописные истины, понятие «ленивый ремастер», к сожалению, прочно закрепилось за большинством таких релизов. Вот и Legendary Edition – ремастер весьма «расслабленный» и даже «ленивый», хоть и не до конца безнадёжный.
Хотя бы потому, что над первой частью поработали заметно, а она как-никак вышла в 2007 году. Это нашло выражение в подчас значительно переработанных модельках персонажей, улучшенных и даже созданных с нуля текстурах, новых спецэффектах, а также подтянутом для современных систем разрешении и качестве звука. Да, получилось не везде удачно и не всем с изменениями получилось угодить, но вторую жизнь игра, с которой всё начиналось, получила вполне. Правда, обратной стороной медали стали комичные лицевые анимации и буквально растащенные на мемы сцены, когда герои изо всех сил пучат глаза, чтобы… испугать игрока? Описание свежего патча намекает на осведомлённость разработчиков о существовании этой проблемы, но, похоже, «весёлые лица» пока никуда не делись.
Внешний вид нескольких персонажей для ремастера переработали даже слишком сильно. Ярким примером служит посол Удина, которого состарили сразу на десяток-два лет
Обязательно стоит сказать и о переработанном освещении всей трилогии в целом. Не секрет, что многие сцены из оригинала имели особую, а порой зловещую атмосферу надвигающейся катастрофы, и всё благодаря игре света и фирменной «синеве», присутствующей на многих кадрах первоисточников. Можно, конечно, понять, почему Bioware игрались со светом и тенью в 2007, 2010 и 2012 годах – настроение и дизайн уживались со стремлением скрыть недостатки графики того времени, и все были довольны. В итоге, в 2021 году графику и общую яркость подтянули, но, похоже, забыли, что именно делало многие моменты такими запоминающимися – пресловутое освещение! Жаль, но некоторые обновлённые эпизоды вышли засвеченным и перенасыщенными, а это серьёзно нарушило их восприятие.
Упоминания заслуживает и сразу проглядывающая общая стандартизация игр сборника – создатели Legendary Edition максимально подогнали первую часть под общий формат Mass Effect 2 и Mass Effect 3. Помимо того, что из продолжений в ремастер Mass Effect 1 попали некоторые более современно выглядящие модели и объекты, все три игры обзавелись едиными стандартами меню, интерфейса, частично геймплейного баланса и многих других элементов. Например, отображение здоровья и щита персонажа было взято прямиком из третьей части, а дополнительные варианты кастомизации внешности при создании протагониста ( едины для всей коллекции) и вовсе позаимствованы из Mass Effect: Andromeda. Однако если вам не понравилась последняя часть франшизы, спешу успокоить – больше из неё, по сути, ничего не взяли.
Ну и как было сказано выше, вся трилогия логично обзавелась общим меню, из которого можно шустро прыгнуть к требуемой части и её последнему сохранению. А после завершения одной из игр нетрудно импортировать своего персонажа в продолжение, и так далее. За это, в случае с Mass Effect 1 и Mass Effect 2, в зависимости от полученного Шепардом к финалу уровня, вам будут полагаться бонусные очки опыта, кредиты и ресурсы. А из Mass Effect 2 в Mass Effect 3 набранный протагонистом опыт и вовсе перетечёт полностью.
Разумеется, «Масс Эффект» не был бы собой, если бы игры трилогии не учитывали самые важные и судьбоносные действия Шепарда – о том, кто из союзников выжил, чью сторону герои приняли в каком-нибудь конфликте и так далее. Причём, как знают фанаты серии, некоторые решения действительно имеют любопытные последствия в будущем. И хотя не стоит ждать чего-то невероятного, отклик от отдельных событий, пожалуй, даже немного превосходит то, что обычно упоминают, говоря об играх Telltale Games (при всём к ним уважении). Ну а если вам не терпится побыстрее начать с определённой части Mass Effect, специальный интерактивный комикс позволяет освежить в памяти предыдущие события и выбрать предпочтительные развязки для важнейших событий предыдущих игр – это действительно удобно.
Инвентарь и апгрейды в Mass Effect 1 до сих пор не особо наглядны и интуитивны. Это усугубляет свободный доступ к оружию каждого основного типа с самого начала игры, даже до нахождения первого «лута» – независимо от класса персонажей
Ну и как вы уже, наверное, поняли, Mass Effect 2 и Mass Effect 3 подверглись наименьшим изменениям. С одной стороны, это не так критично, учитывая, что они посвежее. С другой, 2010 и 2012 годы были не вчера, и обвинение разработчиков в лени можно понять. К примеру, положительные эффекты от подтянутых разрешения и освещения ощущаются в этих частях слабее всего. Более того, я периодически подмечал скачущую частоту кадров в Mass Effect 3. Резко и необъяснимо падающую? Если бы – скорее внезапно возрастающую. Или это были настолько дёрганые и ускоренные анимации. При этом проблемы с производительностью и багами, с которыми можно было встретиться после релиза, частично решаются выходящими патчами – сейчас ситуация стала лучше, и в целом играть в Legendary Edition абсолютно комфортно. Чему также способствуют шустрые загрузки во всех частях.
Однако рассказ о ремастерах будет неполным, если не упомянуть то, что вызвало больше всего недовольства среди игроков, неравнодушных к свободе в игровой индустрии. Речь, конечно, о добравшейся до переиздания цензуре. И хочется сказать, что цензура эта получилась избирательной и не всегда логичной. В основном под нож пошли ракурсы с бёдрами Миранды из Mass Effect 2 – для этого во время диалогов и заставок создателям ремастера пришлось менять угол игровой камеры. Но другим персонажам досталось куда меньше, а вернее, больше в области хм… объёмов. Например, грудь Лиары Т’Сони, начиная с первой части, попросту накачали так, словно обновлённый образ поручили какому-нибудь японскому дизайнеру. Да и выдающееся декольте матриарха Бенезии осталось на месте, а внимания к нему во время игровых роликов, похоже, меньше не стало. Что касается постельных сцен 18+, у меня сложилось впечатление, что даже ракурсы и уровень лёгкой обнажёнки (и так весьма целомудренной в оригинале) остались почти неизменными. Как видите, странная цензура вышла... Или, может, кому-то не угодили бёдра Миранды?
Куда более мелкие и точеные изменения коснулись поведения вездехода M35 «Мако» и увеличения размера инвентаря. Наконец, Mass Effect Legendary Edition получила почти все выходившие для трилогии DLC – как большие, так и маленькие. Из крупных дополнений за бортом осталось разве что Pinnacle Station, с набором тренировочных режимов на одноимённой космической станции. Также выбыла многопользовательская составляющая для Mass Effect 3.
И напоследок пару слов о ранее неотключаемой русской озвучке из первой Mass Effect – при выборе в пользу локализованной версии. Не так давно вышел патч, наконец решивший эту проблему. Так что те, у кого уши в трубочку сворачивались от качества звука и озвучки прямиком из второй половины нулевых, могут наконец играть спокойино!
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на PlayStation 5 по обратной совместимости.