Games Обзор PS5-версии Frostpunk 2

Games

Команда форума
Редактор
Регистрация
21 Февраль 2018
Сообщения
20 309
Лучшие ответы
0
Реакции
0
Баллы
5 693
Offline
#1
В 2018 году польская студия 11 bit studios выпустила Frostpunk — уникальное сочетание градостроительной стратегии и симулятора выживания. В роли Капитана нам приходилось принимать тяжёлые решения, балансируя между человечностью и необходимостью выжить. Вышедший спустя семь лет сиквел сохранил основу геймплея, но заметно увеличил масштаб происходящего, что, в свою очередь, понравилось далеко не всем поклонникам оригинала. В обзореFrostpunk 2, сделанном на основе PC-версии, мы уже подробно разбирали игру. Сегодня же я хочу напомнить о её главных особенностях и рассказать, как проект чувствует себя на консолях.
Действие сиквела вновь переносит нас в Нью-Лондон — город, переживший "Великую бурю" из первой части. Капитан, тридцать лет возглавлявший выживших, умер, и теперь власть переходит к новому лидеру — Наместнику. Задача — не только обеспечить людей теплом и едой, но и сохранить хрупкое единство общества, разрываемого внутренними конфликтами. Главная угроза теперь кроется не столько в морозе, сколько в самих горожанах. Население исчисляется тысячами и разделено на фракции с разными взглядами: религиозными, прагматичными, радикальными. Каждая группа выдвигает собственные требования и способна блокировать решения Наместника, если её интересы игнорируются. В итоге игра вынуждает балансировать между обещаниями и предательством, искать поддержку в совете и рисковать доверием народа ради выживания — и всё это в условиях нехватки ресурсов и вечного холода.


Кампания разделена на шесть крупных глав, каждая из которых ставит перед игроком глобальные цели и множество мелких задач. Цель, по сути, одна — выжить. Но главный лейтмотив иной — это постоянный выбор "между двух зол". Позволить детям работать в шахтах ради угля или отправить стариков на верную смерть, освободив ресурсы для молодёжи? Пустить под нож последнюю в мире колонию тюленей и накормить людей свежим мясом или ввести чрезвычайное положение на выработке, что неминуемо приведёт к несчастным случаям, смертям и бунтам? Подобные решения будут преследовать до самых финальных титров. Их последствия оставляют тяжёлый осадок, но именно они формируют неповторимую атмосферу Frostpunk 2. Финал кампании лишь подчёркивает мрачный тон повествования, как бы намекая: даже победа здесь способна показаться горькой. Если же вы захотите остаться в этом мире подольше, режим "Построение утопии" — лучший способ продлить удовольствие. Это своеобразная "песочница", где можно строить и экспериментировать без жёстких рамок сценария и в куда более спокойном темпе.
Основа геймплея в глобальном понимании осталась прежней: мы всё также прорубаем лёд, добываем ресурсы и перенаправляем тепло от одного района к другому, позволяя жителям согреваться по очереди. Главное отличие кроется в масштабе. В оригинале акцент делался на строительстве отдельных зданий и постоянном контроле мелочей. Мы беспокоились о каждом жителе, и даже потеря десятка людей могла заметно затормозить развитие поселения. Во второй части всё иначе: Frostpunk 2 оперирует уже не домами, а целыми районами. Масштаб вырос настолько, что гибель нескольких сотен человек из-за непогоды воспринимается как обыденное событие — неприятное, грустное, но неизбежное.
Изменения коснулись и временны́х рамок: если первая часть рассказывала о борьбе за выживание в течение дней и недель, то события сиквела охватывают целые десятилетия. Соответственно, развитие города стоит планировать, исходя не только из текущих факторов, но и с оглядкой на возможные долгосрочные последствия своих решений. И речь здесь не столько о локальных выборах вроде тех же тюленей, сколько о новой политической системе — Совете. Помимо обычного населения, слепо идущего за лидером, в государстве появилась масса несогласных, объединённых в "группировки". У каждой фракции — собственное видение будущего и отношение к происходящему. Законы теперь принимаются голосованием, и к обязанностям Наместника добавляется необходимость убеждать фракции поддерживать его инициативы. Обещания, компромиссы, обман или открытые конфликты — все средства хороши, если они помогают сохранить власть и стабильность. Динамика при этом постоянно держит в напряжении: баланс сил меняется, доверие растёт или падает, а последствия решений проявляются спустя многие часы. К примеру, Совет легко способен заблокировать законопроект о разработке нового оборудования или отправке дальней экспедиции, если когда-то ранее вы обидели одну из фракций, отобрали её ресурсы ради "общего блага" и не пошли на уступки. Впрочем, ничто не мешает пообещать построить условную лабораторию, не сделать этого, потерять голоса, а потом выгнать оппонентов на мороз. Главное помнить: самый ценный ресурс здесь — не тепло, уголь или нефть, а люди, их отношение и лояльность к власти.
Казённый пирог
Получение платинового приз во Frostpunk 2 — задачка не из простых. Для этого придётся не только пройти сюжетную кампанию на максимальном уровне сложности, но и выполнить внушительное количество ситуационных дилемм, зачастую противоречащих друг другу. Сколько именно перепрохождений понадобится, зависит исключительно от ваших навыков и и от того, насколько быстро вы освоитесь с местными механиками.


Из менее очевидных изменений стоит выделить ещё несколько моментов. Во-первых, в оригинале строительство города велось вокруг центрального реактора, а здания возводились лишь на строго определённых участках. Теперь таких ограничений нет: районы можно размещать почти в любом месте, но необходимо учитывать температуру, близость скал и риски промышленного износа. Ошибки в планировании способны вызвать “каскадный эффект”, когда нехватка одного ресурса постепенно разрушает всю систему. Во-вторых, появились колонии. Это своего рода дополнительные поселения за пределами города — они открывают доступ к новым ресурсам и сюжетным веткам, но одновременно создают дополнительные риски. Чем дальше колония, тем сложнее поддерживать баланс и координировать управление всеми частями государства. И наконец, текстовые события. В сиквеле они стали масштабнее и разнообразнее: как и прежде, предлагается два-три варианта развития ситуации, но последствия теперь накапливаются и развиваются по принципу “снежного кома”, влияя на доверие населения, отношения между фракциями и стабильность города. Последнее, о чём стоит упомянуть, — хардкорность. Frostpunk 2 невероятно безжалостна. Ошибки не прощаются, провалы вынуждают перезапускать целые главы, а даже небольшая оплошность может спустя несколько игровых лет привести к катастрофе. По сравнению с первой частью у нас стало больше свободы и меньше “единственно верных” стратегий, но выросла и ответственность — теперь любое действие способно обернуться трагедией. Возможно, дело в моих кривых руках, однако обучение я прошёл лишь с четвёртой попытки: в первые три банально не хватало либо времени, либо ресурсов.

К технической части Frostpunk 2 особых претензий нет (почти), но есть некоторые нюансы. За время прохождения не было вылетов и падений кадровой частоты. Всё работает как часы. Картинка радует глаз стилизацией, заснеженные равнины сменяются индустриальными районами, город сияет огнями, а интерфейс окрашен эффектами “сажи и масла”, подчёркивающими мрачный тон. Главная беда консольной версии — мелкий текст и чересчур перегруженные меню. Разбираться в них с геймпадом непросто, и порой приходится щуриться, чтобы прочитать показатели. Обратная ситуация — когда текста становится чересчур много и он мешает нормально играть. С управлением дела обстоят чуть получше. Радиальные меню и быстрый доступ частично облегчают задачу, но в целом взаимодействие с районами и постройками остаётся куда менее удобным, чем на PC.


Теперь о плохом. На момент публикации обзора во всех консольных версиях присутствует критическая ошибка, способная проявиться как на пятой минуте, так и на десятом часу. Мне не повезло примерно в середине. Суть в том, что в определённый момент доступ к заседаниям Совета попросту блокируется. Единственный выход — полный перезапуск кампании: рестарт главы не помогает. Когда выйдет патч — неизвестно. Нет никаких гарантий и того, что проблема не повторится после начала новой игры. Если баг возникает на ранних этапах, это фактически софтлок. Без возможности принимать новые законы и выполнять поручения фракций прохождение становится почти невозможным.


Обзор написан для stratege.ru по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
 
Сверху Снизу